Выдерживать пустоту


Умеете ли вы поддерживать пустоту? Пока еще свежи воспоминания о недавней конференции МААП, хочу записать кратко ключевые мысли доклада Бригит Субруйар (Франция). Она размышляла о работе в юнгианском анализе с образами в эпоху постмодернизма, когда мы завалены миллионами образов из СМИ, рекламы, соцсетей и прочих прелестей нашей жизни. Совершенно завораживающим образом эта хрупкая очаровательная француженка держала фокус внимания одновременно и на идеях самого Юнга о работе с образами, и на анализе нашей сегодняшней культуральной ситуации гиперстимуляции образами. И размышляла о том, насколько актуальны воззрения Юнга в наше время. И о том, как примирить огромный поток внешних образов с образами психики, с глубинными потребностями души. Она рассказала, что сам Юнг при описании работы пациента с образами использовал три немецких глагола - Geschehenlassen, Betraсhten, Sich Auseinandersetzen. И это, по сути, три этапа работы с образами в анализе. 1) Geschehenlassen - «позволять случаться». Это значит, что надо позволить бессознательным содержаниям подняться в сознание - подобно тому, как подземная река пробивается и выходит на поверхность. Что надо делать в этот момент? Ждать, ждать, ждать. И смотреть. Приветствовать то, что приходит. Это похоже на то, что в даосской практике называется «у-вей». У-вэй переводится с китайского как «не-действие» или «действие без действия», созерцательная пассивность. Лао-Цзы: «Если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если кто хочет присвоить его, потеряет его». В работе с образами не пытаемся овладеть ими и манипулировать ими, использовать их немедленно. Сидим, ждем и смотрим, что поднимается из бессознательного. Это время пустоты и бессилия, возможно - депрессии. Кажется, что время остановилось и ничего не происходит. Но в это время внутренняя река ищет выходы на поверхность. Как аналитик может помогать клиенту в этом процессе? 1. Поддерживать пустоту. 2. Принимать чувство бессилия (когда ничего не происходит). 3. Выдерживать неопределенность: «Исход неизвестен». 4. «Подвесить» ранее поставленные цели – не торопиться их достигать, отложить в сторону. Выйти из гонки, замедлиться. Доверять процессу, верить, что душа найдет путь. Если первый этап пройден и река вышла на поверхность, то начинается второй этап. 2) Второй глагол – Betraсhten, «рассматривать». Что теперь делать с материалом, поднявшимся из бессознательного? Внимательно смотреть на него, рассматривать, созерцать, исследовать, погрузиться в него. Поднявшимся образам необходимо дать пространство, в котором они могут раскрыться. Бригит упоминает интересный факт. Вы знаете, почему полезно записывать сны? Если сны регулярно записываются, то это уже ведет к изменениям в психике – даже если они никак не анализируются (ни самостоятельно, ни на сессиях с аналитиком). Если мы просто начинаем обращать внимание на наши сны, они начинают работать на нас. На этом этапе важно суметь выдержать беспокойство и разные эмоции, не пытаться от них избавиться, и тогда образы начинают себя раскрывать. Но нам, человеческим существам, это тяжело дается. Легче, конечно, отреагировать, сбросить тревогу, чем выдерживать ее. Вы наверняка видите в фб достаточно публикаций типа «как мне сейчас плохо, пожалейте меня», «меня сейчас обидели, возьмите меня на ручки, пожалуйста», «напишите мне что-нибудь хорошее» и т.п. Обычно об этом просят одни и те же люди. Если это происходит регулярно, то, возможно, это говорит о невозможности выдерживать интенсивные психические содержания, попытку избавиться от них, разрядить импульс, получив отклик и поддержку от знакомых и незнакомых людей. Какой эффект от подобных действий, когда мы стремимся поскорее избавиться от напряжения и неприятных эмоций? Наша тревога в таких случаях быстро разряжается, и внутреннее переживание не успевает созреть и, соответственно, не может быть осознано и прожито. Когда образы не контейнируются, не удерживаются, то они теряю свою трансформационную силу. И Бригит, описывая этот феномен соцсетей, задается вопросом: а может, в наше время это нормально – стремиться отражаться на коллективном уровне и разделять свои чувства с десятками и сотнями других людей? Может, это новый современный «сетевой» способ переработки внутреннего психического? Может быть, Психея – как внутренняя фигура – в наше время экстернализирована наружу?.. Если мы выдерживаем беспокойство и тревогу и позволяем образам и связанным с ними чувствам раскрыться и проявить глубинную суть, то возможен переход к третьему этапу, к третьему глаголу. 3) Sich Auseinandersetzen. Этот глагол буквально означает «двигаться туда-сюда», а символически – движение по оси Эго-Самость. Мы позволяем образам раскрыться и передать нам свое послание, но не отдаем им полную власть над нами; мы не только очаровываемся ими, но и пытаемся понять, какое послание для нашей сегодняшней жизни они несут, и сделать этический выбор. Бессознательное, Эго и Самость взаимодействуют и пытаются договориться. Сделать этический выбор означает мужественно вовлечься во взаимодействие с образами, в эту динамику, не зная, куда она приведет. Здесь есть серьезная опасность и большие риски для эго - оказаться захваченным образами, бессознательным содержанием, быть затопленным им и не выплыть. Эго выдерживает столкновение с новым материалом, и оно не должно стать одержимым им, для этого и нужна этическая позиция. Эго и бессознательное должны договориться. …… Позволять случаться; внимательно рассматривать то, что приходит; удерживать ответственную этическую позицию по отношения к посланиям бессознательного - есть ли у нас время и возможность, в нашу постмодернистскую эпоху, проживать эти процессы созидания души? На фото: Кристиан Шлое, "Ворон".

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

Visit

Russia Moscow

Call

T: +7(903) 131 27 73

© 2013 by

Elena Khegay