Символические миры

October 20, 2019

 

Что вовлекает в символическое пространство и внутреннее исследование?
Вчера на конференции МААП я провела воркшоп «Путешествие по символическим мирам». Учитывая, что на воркшопе будут коллеги-юнгианцы, прошедшие огонь, воду и медные трубы в самопознаниии и обладающие навыками символизации несимволизируемого и интеграции неинтегрируемого, я дерзнула смешать и взболтать сразу три символических мира, три психологических игры, три мощных архетипических метафоры.

Мы оказались на Великом Шелковом пути и проверили на себе, как работают древние китайские оракулы; совершили круиз по архетипическим островам и нашли дары и подсказки для себя; встретились со стражами порога, ответили на их странные вопросы и получили волшебные предметы в сновидном королевстве (игры Шелковый путь, Архетопия, Сноявь).

Но цель воркшопа была не только поиграть и получить подсказки по своим жизненно важным или неважным вопросам, но и обсудить, за счет чего разворачиваются трансформационные процессы у игроков и как можно это проектировать, создавая творческие авторские продукты (психологические тренинги, игры, практики, мастер-классы и пр.).

Что вовлекает участников в процесс? За счет чего начинается погружение в символическое пространство и внутреннее исследование? Как, за счет чего, запускаются трансформационные процессы? Можно ли это проектировать?

Вот несколько моментов, прозвучавших при обсуждении вопроса «Что вовлекает участников в процесс?» – с моими дополнениями. Список не структурированный, «на подумать».

Вовлекает, разжигает любопытство, создает азарт, включает воображение:

- Заранее подготовленное пространство (ты входишь в обычную аудиторию, а там уже…)
- Антураж, создающий ожидание волшебства или предвкушение праздника
- История, метафора, сказка – в которых отражаются архетипические темы и символы
- Творческое задание (но в начале оно должно быть несложным, разогревающим воображение)
- Приглашение в путешествие: мы создаем вселенную и приглашаем в нее (переключение из режима наблюдателя в режим активного исследователя)
- Закрытые «волшебные» шкатулки и коробки, которые вызывают любопытство, но которые распаковываются не сразу
- Какие-то штуки, которые хочется потрогать – и разрешение их потрогать (подключаем сенсорику)
- Музыка (мы вспомнили модель Гардера о восьми видах интеллекта)
- Таинственный мешочек, из которого вслепую вытягиваешь волшебный предмет (детское ощущение, что вытаскиваешь подарок)
- Маркировка, что это не будет тяжелая психологическая работа, что мы будем играть (углубление происходит постепенно, в обход психологических защит)
- Богатый, насыщенный, разнообразный стимульный материал
- Интрига – не показывать все сразу. Секреты раскрываются постепенно, в процессе действия
- Посадить участников на пол, если позволяет пространство, если есть ковер, подушки
- Неожиданности (ожидали в колоде карт увидеть один тип рисунков, а оказалось что-то невообразимое)
- Вовлеченность самого ведущего – когда он влюблен в то, что делает
- Когда в руки попадает послание (карта, образ и др.), смысл которого сначала совершенно не понятен, надо «покопать»
- И наоборот: когда приходит послание, которое тебе очень понятно, которое «про тебя», синхронистически отражает твои мысли, чувства, опыт и т.п., и это изумляет
- Не банальные, не «замыленные» образы и тексты - и в то же время архетипические. (К примеру, в игре «Сноявь» колоды собраны из работ художников-сюрреалистов)
- Странные, непонятные предметы, назначение которых неизвестно

Список, конечно, далеко не полный. Что еще?..

Please reload

Избранные посты

Давайте вместе сделаем доброе дело

October 26, 2018

1/10
Please reload

Недавние посты

April 30, 2020